Моя работа с мышлением у участников тренинга - это во многом экспериментальный путь, потому что оно, мышление, сформировано из тонких психических настроек буквально в головном мозге, и эти настройки слишком индивидуальны у разных людей даже в одной группе. Поменять их за тренинг было бы слишком амбициозной задачей. Некоторые люди, как из примеров выше, оказываются совершенно невосприимчивы к новому мышлению. У других получается выйти за рамки своих установок и стереотипов, но преодоление автоматизмов восприятия, реакций и поведения это задача долгоиграющая. Любой заказчик должен осознавать, что не все в группе закончат с одинаковым результатом.
Что я сделала, чтобы стимулировать у участников развитие нужного для межкультурных коммуникаций типа мышления?
Во-первых, из понятия «межкультурное мышление» с пространным и неопределенным смыслом, я сделала целую систему очень конкретных настроек и способностей сознания, которые мы разбираем на тренинге. Вот, например, как вы понимаете «открытый ум»? Вроде бы понятно, но все же это не очень конкретная сущность. В моем тренинге все неконкретные вещи становятся конкретными.
Во-вторых, для каждого такого элемента я разработала задания и рекомендации по их практикованию и внедрению в свое родное мышление. То есть, я не только говорю, что нужен «открытый ум», но я еще помогаю, как его открыть.
В-третьих, поскольку для усвоения новых супер-способностей мозга нужны новые нейронные связи, а на это нужно больше времени, чем есть на тренинге, я разработала бота с пост-тренинговой поддержкой, который в течение почти месяца после тренинга ежедневно маленькими порциями подталкивает участников к внедрению нужных изменений. Подробнее об этом ноу-хау в статье
«Что нового в тренинге межкультурной компетентности».