Коварство культурных стереотипов

Верны или не верны? Ломать или не ломать? Что делать с культурными стереотипами - рассказывает Мария Тодосийчук, бизнес-тренер по межкультурной коммуникации
Часто на тему культурных стереотипов в голову первым делом приходят штампы вроде медведей на улицах России, распивающих водку и играющих на балалайке. Есть такие стереотипы про разные культуры. Вы и сами многие из них знаете. По моим жизненным наблюдениям отношение к стереотипам отрицательное. Считается, что стереотипы - это неверные суждения о другой культуре. И что стереотипы нужно ломать. Постойте, а откуда же они берутся? Стереотипы не появляются на ровном месте!

Рай - это где полиция состоит из англичан, где повара - итальянцы, механики - немцы, любовники - французы и всем управляют швейцарцы.

Ад - это где полиция состоит из немцев, повара - англичане, механики - французы, любовники - швейцарцы и всем управляют итальянцы.

Анекдот

Верны ли стереотипы о культурах?

Настоящая проблема стереотипов не в том, что они не верны (чаще всего они как раз верны) , а в том, что они обедняют образ какой-либо культуры до одной черты и как правило носят оценочный характер, либо являются искаженной интерпретацией, а не самой чертой. Они возникают на почве субъективно переживаемых впечатлений о чертах людей одной культуры через призму восприятия людей из другой культуры: итальянцы - эмоциональные и болтливые, американцы - прямолинейные и … не интеллектуальные, русские - угрюмые и грубые, немцы - жадные и помешаны на порядке, англичане - чопорные, азиаты - медленные и скрытные, турки - гостеприимные и навязчивые, ну и так далее. Проблема здесь в том, что это бесполезная, а иногда и вредная информация. Полезную информацию нужно искать не в формулировке стереотипа, а в том, что за ними стоит. Если разобраться в более глубинных пластах менталитета, то можно будет понять, откуда возник стереотип, и испытать настоящее понимание.

По сугубо моему мнению в самих стереотипах нет ничего дурного. За каждым есть какая-то история. Даже у тех, которые могут казаться неверными, откуда-то ноги растут. Это все можно при желании найти и узнать. Что, кстати, само по себе увлекательно. Но оставим же стереотипы в покое. Раз они появляются - пусть живут своей жизнью.

Стереотипное мышление



Дурной является привычка строить в своей голове образ культуры через набор стереотипов, обрывков информации, клише и других осколков знаний. Все дело в нашем мышлении и восприятии. Ему постоянно необходимы образы, чтобы составлять и дополнять картину мира. И вот тут начинается интересное. Из чего вы складываете образ той или иной культуры? Какой вы ее видите?

“Приехав в Америку, вы обнаружили большие различия с жизнью в Китае. Нам нужно узнать американцев. В Америке вы можете свободно самовыражаться. Пока вы не выходите за рамки закона, вы можете делать что угодно. Можно даже шутить насчет президента. Вам ничего за это не будет. Американские автомобили огромные и очень удобные. Американцы предпочитают повседневный стиль. Они не придают особого значения одежде и внешнему виду. Когда летом вы путешествуете по Европе, и видите человека, одетого в шорты, майку и кроссовки, то это скорее всего американец. Американцы прямо говорят, что думают. Они ничего не скрывают. Они очень открытые. Все реалистично и практично. В повседневной жизни они не любят абстракции и теории…. Чтобы управлять американцами, нужны навыки. Как использовать навыки американцев, чтобы заставить их работать на Fuyao? В культуре США дети купаются в одобрении. Поэтому все, кто выросли в США - слишком самоуверенны. Они очень самоуверенны! Американцы обожают когда их хвалят. У вас будут проблемы, если вы будете с ними воевать. Ослы любят когда их гладят по шерсти, верно? Вам надо гладить ослов по шерсти, иначе они легнут. Понимаете о чем я? Надо использовать нашу мудрость, чтобы помогать им и направлять их”.

Это фрагмент из документального фильма “Американская фабрика”, в котором китайцы, купившие заброшенный американский завод по производству автомобильных стекол, обучают своих китайских сотрудников тонкостям работы с американцами.

Прагматичные клиенты и участники обучения обычно хотят получить примерно такое описание интересующей их культуры, а также скрипты, алгоритмы и пошаговый план действий. “Делай раз, делай два”. Ах, если бы межкультурная наука просто заключалась в том, чтобы знать, где у каждой культуры находятся кнопки, на которые нужно нажимать (и в какую сторону гладить), как в этом фильме. И ведь подобного рода описания культур существуют в интернете в большом количестве. К сожалению, такой подход слишком поверхностный и он не работает. Он рисует образ, в картинке вроде бы есть полезные детали, и вроде бы они основаны на реальности. Но этот образ, как только он создан в голове, превращается в сущности в один гигантский стереотип. Который потом сам разбивается об конкретных живых людей, с которыми мы начинаем работать, вести переговоры и с которыми оказываемся в самых непредвиденных межкультурных ситуациях. Для которыех нет кнопок.

Вот и в фильме “Американская фабрика” у китайцев были плохи дела после такого тренинга.

Тот, кто не развивает культурный интеллект: гибкость, эмпатию, осознанность, открытый ум и способность менять свой подход и поведение вопреки привычным паттернам, а лишь ищет “высушенные” сведения о другой культуре, чтобы найти там готовые советы, как действовать в переговорах с иностранцами, рискует попасть в ловушку поверхностного стереотипного представления без настоящего понимания происходящего и без реального инструментария в голове. А настоящее искусство межкультурной коммуникации заключается не в этом, а в особом устройстве мышления. Подробнее об этом я рассказала в статье "Что на самом деле представляет собой культурный интеллект?"

Что до образов в голове, мы конечно не можем без них, и что-то о культуре узнавать нужно. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание не столько культурному портрету людей, сколько пытаюсь раскрыть ту систему ценностей, в которой они живут, и которая объясняет их деловое и не деловое поведение, их привычки и практики, отличные от наших, странные и неудобные. Некоторым это может показаться недостаточным (по сравнению со сведениями о том, надевать ли галстук), но именно от этого зависят принципы, на которых должна строиться работа, стратегия, большие и маленькие шаги и действия. Поэтому чтобы заиметь действительно значимый образ культуры, стоит искать не ответ на вопрос
"какие они и как себя ведут?", а "почему они такие и так себя ведут".
Мария Тодосийчук
Тренер по межкультурной коммуникации и культурному разнообразию в организациях
Перейдите на новый уровень коммуникаций с иностранными партнерами и коллегами
Закажите тренинг "Межкультурная компетентность" Марии Тодосийчук