Международная торговля существует с древнейших времен. Начиналась она с того, что люди предлагали друг другу какие-то товары взамен на другие ценности. Например, мешок пшена давали за несколько туш дичи. То есть обмен мог быть даже не вполне равным. Когда появились деньги, стоимость тоже определялась как-то условно… Мало-помалу возникали рыночные отношения и правила ценообразования. Чем ближе к сегодняшнему дню и чем дальше на запад, тем более фиксированной является цена, которую придется обсуждать партнерам в международном бизнесе. Но чем дальше на восток, тем более открытым для переговоров остается ценовой вопрос. В работе с восточными партнерами западному бизнесмену нужно обязательно уметь торговаться.
Обсуждать по несколько раз один и тот же вопрос, просить пересмотреть условия и достигнутые ранее договоренности – все это можно делать с китайцами бесконечно много раз до тех пор, пока не потеряно лицо. Сохранение лица – вот главный ингредиент успеха с восточными партнерами. А потерять лицо западному человеку в Китае и других азиатских странах очень легко. Но это отдельная тема, которую я приглашаю подробно разобрать на тренинге по межкультурной коммуникации с Китаем или на персональной консультации.